ДЕТСКАЯ КНИГА В ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКЕ
Все мы желаем нашим детям добрых друзей,
да не всегда знаем, где таких друзей отыскать,
Но они рядом! Они у вас дома, на книжной полке.
Л. И. Кузьмин
Дом, в котором есть дети, трудно представить без детских книг. Исследования показали, что даже там, где сегодня нет детей, детские книги в семейном собрании присутствуют. Они остались от предшествующих поколений или приобретаются для будущих. Они хранятся как память о собственном детстве. Переходящие из поколения в поколение, от старших — к младшим, детские книги порой оставляют большую часть домашней библиотеки. Детская книга в семье — индикатор заботы старшего поколения о воспитании и образовании младших, показатель складывающегося взаимопонимания между ними.
Ребенок еще не родился, а родители уже озабочены, как воспитать достойного человека, как обеспечить ему успех в жизни, как приспособить его к жизни в быстро меняющемся обществе. Ответ дают специалисты: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге. Именно она способна создать предпосылки для успешного вхождения ребенка в социум, возбудить и реализовать творческий потенциал, развить лингвистические способности, мышление, интелект и фантазию, сформировать правильное представление о жизненных ценностях, наполнить его внутренний мир. Книга, как отмечают специалисты, является приоритетным каналом связи между поколениями. По полноте содержащихся сведений, по основательности пояснений, надежности фиксирования она не имеет себе равных среди других средств массовой информации.
Современный книжный рынок предоставляет родителям огромный выбор книг для детей. В отличие от 1970-1980-х годов (периода «книжного голода») нынешний книжний рынок способен удовлетворить любые потребности в детской книге. Коммерциализация книгоиздания, с одной стороны, положительно сказалась на разнообразии рынка детских книг. Заметно увеличился их выпуск, расширилась тематика, более привлекательным стал их внешний вид, увеличилось издание справочной и энциклопедической книги, рынок насытился переводной детской литературой. С другой стороны, обилие книг, среди которых оказалось много развлекательной продукции массовой культуры, затруднило выбор литературы. Многие родители, стоя у прилавков книжных магазинов, не знают, что выбрать для своего ребенка. Исследования свидетельствуют о низкой компетентности семьи в критериях отбора лучшей литературы для своих детей. В круг детского чтения зачастую попадают книги сомнительного качества: триллеры, боевики, мистика и т. п. Среди них немало книг антигуманной направленности, воспевающих предательство, коварство, обман.
В современных условиях, как никогда раньше, стала актуальной проблема помощи семье в подборе литературы для детей. Необходимость такой помощи вызвана также и сокращением покупательной способности многих семей. Согласно опросам, часть населения оказалась вынужденной резко сократить приобретение книг в семейную библиотеку, в том числе и детских. В помощи, как показывает опыт, нуждаются и те, чьи финансовые возможности не ограничены. Покупка случайных, хотя и дорогих книг, не включенных в смысловое единство с другими, обесценивает домашнее собрание. Многие книги в нем «не работают» на воспитание и развитие ребенка, лишь засоряя книжные полки. Главное условие хорошо скомплектованной библиотеки для детей — понимание критериев подбора нужной литературы.
Такими критериями являются:
- доступность для данного возраста;
- проверка качества издания временем;
- признание ценности книги, как со стороны детей, так и взрослых;
- способность книги быть помощником в обучении;
- наличие иллюстрированного материала;
- гуманное содержание;
- образный язык.
Традиции книгоиздания сформировали три отчетливо различных направления в репертуаре чтения детей. Во-первых, это специально создаваемая литература для детей; во-вторых — адаптации произведений, адресованных взрослым; в-третьих — непредназначенные для юных читателей издания, но имеющие потенциальные возможности использования их в детском чтении.
Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых. Детские книжные полки, особенно для детей до 10 лет, не терпят полных или многотомных собраний сочинений, в них предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские собрания динамичны: ребенок растет, вместе с ним меняется репертуар чтения и сам характер изданий для детей. Они рассчитаны не только на удовлетворение актуальных потребностей детей, но и на их опережение.
Детские книги предназначены для совместного чтения и рассматривания взрослыми и детьми, и поэтому они имеют «двойной адресат», выступая связующим звеном между ребенком и его родителями.
Собрания детских книг отличаются видовым разнообразием. Среди них — книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книги-раскраски, фотокнижки и другие. Книжные собрания для детей многофункциональны — с книгами можно играть, их можно рассматривать, раскрашивать, по ним можно учиться читать, писать и считать, их можно слушать, развивать свой талант, обогащать ум и сердце, использовать в практической деятельности.
Как утверждают психологи, вхождение ребенка в книжную культуру надо начинать с первого года жизни. Ориентируясь на рекомендации специалистов и возрастные особенности ребенка, очертим круг необходимых для развития малыша книг и других печатных изданий.
Для пятимесячного ребенка, любящего манипулировать предметами, полезны книжки-подушки со страницами из ткани; непромокаемые книги для «чтения» в ванне; издания для самых маленьких с твердыми картонными или пластмассовыми страницами — их интересно пробовать на зубок, переворачивать, ощупывать.
Шестимесячный ребенок способен рассматривать предметы. Для него хорошо приобрести надувные книжки-игрушки, которые он может перекладывать из рук в руки.
В 7-8 месяцев ребенок уже узнает знакомую книжку. Для него хорошо иметь в домашнем собрании книги из серии «Мои первые слова» издательского дома «Нева». Полезны для игр в этом возрасте «книжки-раскладушки».
Девятимесячный ребенок, как известно, любит листать книги и, вместе с тем, рвать их. Для
этой цели можно использовать старые иллюстрированные журналы.
В 10-12 месяцев почти у каждого ребенка уже есть любимая книга. Предметом его интереса становятся звуковые книжки и книжки-»пищалки», которые можно приобрести как в книжных магазинах, так и в магазинах игрушек.
В годовалом возрасте ребенку нужны книги с простыми и четкими картинками, изображающими знакомые предметы или животных. Картинки должны быть красочными, без лишних деталей, наталкивающими на то, чтобы сопровождать просмотр звуками при участии малыша (корова кричит «му-му», а труба «туру-ру»). Переплеты книг для этого возраста делают крепкими, а страницы — толстыми, чтобы их было легко перелистывать. Годовалым детям очень нравятся стихи, в корых описываются действия и истории, содержащие повторения. Подобные повторения можно найти и в таких, любимых детьми, русских сказках, как «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя».