МБУК ЦБС г. Боготола
+7 (39157) 63301
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ВОСПОМИНАНИЯ СТАРОЖИЛОВ

28 марта 2023 г.

 Память старожилов-боготольцев – это бездонный колодец различных историй о жизни нашего города и земляков. И огромная удача, если обладатель такой памяти смог сохранить ее документально, в записях. А если история города стала основой для настоящей книги – это уже великое чудо. И таким чудом в полной мере боготольцев наградил наш замечательный земляк – писатель и педагог Леонид Иванович Антонов. Его книги – это живой и правдивый рассказ о том, как и чем жил прежде Боготол. Наша рубрика «Воспоминания старожилов» будет часто обращаться к этому бесценному источнику народной памяти, приводя отрывки из его книг. 

Фото

 Бытует версия, что Боготол возник на данном месте по вине купцов из села Боготол. Якобы, железная дорога по проекту должна была пройти вблизи села. Купцам это оказалось не выгодно – подрывались торговые связи по Чулыму и Московскому тракту. Поэтому они подкупили строителей и те отнесли полотно дороги на шесть километров к северу. Но версия эта ложная. Сибирская магистраль была дорогой стройкой. Учитывались каждый овраг и холм, так как от этого зависело количество котлованов, мостов, рвов. Возглавлял проект Гарин-Михайловский. Прежде чем стать писателем, он был военным инженером по строительству железных дорог. По воспоминаниям современников Гарин-Михайловский был кристально честным человеком. Его благородству, неподкупности и твердости в поступках, особенно когда дело касалось денег, отпущенных на строительство дороги, мог позавидовать любой. Работая изыскателем по прокладке трассы Западно-Сибирской железной дороги, он сумел отстоять вариант трассы через Новосибирск, а не через Томск, как более дешевый и удобный. До Боготола он не дошел, здесь трассу прокладывали его товарищи, которые в принципиальных вопросах ему ни в чем не уступали. По этому факту уже можно судить, что никакого подкупа не было и трасса дороги никогда не смещалась. Ближе к Чулыму она стоила бы значительно дороже, так как та местность требовала бы больше мостов, котлованов, насыпей и рвов. Железная дорога была проложена в том месте Боготольского холма, где твердые породы ближе всего к поверхности, то есть по их хребту. В начале прошлого века вокруг Боготола водоемов было больше, да и в самом городе по улицам текли настоящие ручьи, которые в низинах порождали болота и большие лывы. Даже на центральной площади стояло большое болото, а у входа в горсад был такой кочкарник, что там по вечерам садились дикие утки. Со временем болото засыпали. Хорошо осушали грязь и тополя, которых в Боготоле посадили в большом количестве.

Фото

 По улице Деповской стоял ряд магазинов, который заканчивался барахолкой. Из этого ряда до 60-х годов оставался тринадцатый магазин, где продавали хлеб. Рядом с ним располагался хозяйственный, а дальше – хлебный с огромными очередями, которые занимали с вечера. На привокзальной площади был горсад. Примерно до середины 30-х годов привокзальная площадь, усаженная тополями, была центром города. Рядом с билетными кассами (самого здания вокзала не было) располагались кинотеатр и танцплощадка. Вечерами здесь собиралась вся молодежь города. под звуки духового оркестра танцевали до упаду. Веселье было настолько бурным, что на танцы приходили пассажиры поездов, стоящих на станции. Излюбленным местом прогулок боготольцев в то время был «банный проспект». Это тополиная аллея на Вокзальной улице, которая ранее называлась Банной, так как упиралась в железнодорожные бани. Прогуливаясь по этой аллее, отдыхающие шли до железнодорожного училища и обратно. Так продолжалось до тех пор, пока не построили виадук. Высокий мост через железную дорогу сразу изменил облик центра города.

Н. Шишкова

Фото