МБУК ЦБС г. Боготола
+7 (39157) 63301
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

МОСКОВСКИЙ ТРАКТ

25 мая 2023 г.

 Сиби́рский тракт или Моско́вский тракт (другие названия: Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Великий тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Осьмая государственная дорога, Государева дорога и т. п.) — старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая и обратно. До прокладки Сибирской железной дороги он был единственной нитью, которая связывала Дальний Восток с европейской Россией. По тракту шло все товарное движение Сибири. Участок тракта от Томска до Красноярска проложен и открыт в 1726-1735 годах. До этого здесь пролегала летняя верховая тропа. Строили тракт каторжники, сосланные в Сибирь. Строительство шло в чрезвычайно тяжелых условиях. Отсутствие какой-либо техники, вспыхивающие эпидемии чумы и холеры, набеги местных народов и жестокое обращение со стороны правительства – все это приводило к бунтам каторжан, к кровавым столкновениям с начальством и охраной, замедляло темпы строительства.

 Круглый год по тракту следовали пассажиры, мчались на перекладных многочисленные чиновники. На участке Томск – Красноярск ежегодно проходило до 100 тысяч подвод. Особенно оживленным был тракт зимой, когда перевозили золото, серебро, тянулись огромные обозы с чаем, пушниной, рыбой, кожами, салом и другими товарами на запад. В Сибирь с запада везли текстильные товары и металлические изделия. Тракт спускался в село Боготол под гору и на протяжении километра шел параллельно реке, образуя полосу земли шириной 100-150 метров, на которой в 1703 году и возник большой остановочный пункт – село Боготол.

Но Сибирский тракт был известен не только как торговый. Он заслужил печальную славу кандального пути. В селе Боготол с западной стороны, вправо от тракта, стояло большое одноэтажное здание, построенное из великолепного сибирского кондового дерева. Это был этапный пункт. Таких зданий много стояло по Сибирскому тракту для ночлега и временной передышки нескончаемых верениц несчастных, перегоняемых в Сибирь на каторгу или поселение. В народе тракт звали Владимировкой. Рано утром, когда поднимался этап с ночевки и строился на поход, сопровождающие его конвойные играли в рожок. А сердобольные хозяйки выносили калачи и пышные шаньги, подавая их арестантам, стремясь хотя бы куском хлеба облегчить их тяжелую участь.

 Вдоль трактовой дороги очень часто попадались неглубокие ямы. Они были вырыты в крупнопесчаном гравийном грунте. Здесь брался материал для ремонта Сибирского гужевого тракта. Отсюда на своих таратайках брали песок и возили его на дорогу, привлекаемые в порядке натуральной повинности крестьяне окрестных деревень: села Боготол, Боготольского Завода, Большой Косули, Владимировки, Красной Речки и других. Много видел Сибирский тракт за свою историю. По нему ехали географы и исследователи А.В. Шелехов, Ф. Паласс, описавшие в своих трудах сибирские народности, их жизнь и обряды, поселения первых русских людей в Сибири. Видел тракт и дворян-декабристов, ехавших в ссылку и на поселение в Зерентуй и Нерчинск.

 Знал Сибирский тракт и «великого бунтовщика» Александра Николаевича Радищева, оставившего нам свои записки и дневники, в которых описывает наши первые села и каторжные поселения: Боготол, Боготольский Завод, Красную Речку и жизнь людей. На протяжении всей истории тракта на нем орудовали банды разбойников, нападавшие на обозы, грабившие ямщиков, проезжающих купцов, чиновников и почтовые кареты. В наших местах этим «славились» Ведерниковы и Озеровы из села Боготол. Старожилы рассказывают о тайном кладбище Озеровых, где те хоронили свои жертвы. За очень короткое время Озеровы из ссыльных крестьян-бедняков превратились в крепких дельцов: торговцев и мельников, развели свои пасеки, построили ветряные и водяные мельницы, открыли магазины. Кормил тракт и простых крестьян, трудившихся на дорожных и ремонтных работах. Крестьяне нанимались в обозы, но не все могли это делать, так как для ямщины необходимо было иметь 4-5 лошадей. Это было под силу только имевшим крепкое хозяйство. Но вот прошла Сибирская железная дорога, перестали с утра до вечера визжать по морозному снегу полозья саней, перестали на заре играть сигнальные рожки конвойных солдат, сопровождающих каторжные этапы. В 1911 – 1912 годах жителями села Боготол был разобран этапный дом, а из его остатков И. Муроченко построил свою мастерскую по формовке кирпича.

Н. Шишкова

Фото

Фото

Фото