МБУК ЦБС г. Боготола
+7 (39157) 63301
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

БОГОТОЛ ИЗНАЧАЛЬНЫЙ

31 мая 2023 г.

   Когда-то на месте Боготола стояла непроходимая тайга. Там, где сейчас стоит локомотивное депо, росли вековые лиственницы. Бывшая Офицерская (ныне Рабочая) с Деповской представляли собой богатые ягодные места, но были недоступны благодаря высоким кочкам и постоянно стоящей воде. Старая площадь – в прошлом самое болотистое место, была покрыта зарослями смородины и черемухи. В 1893 году на месте водораздела рек Чети, Улуя и ручья Боготол была заложена станция Боготол.

 Фото

   Из первых построек сохранились: здание паровозного депо и водонапорные башни. Три башни сохранялись долгое время в своем первоначальном виде. Одна из ник круглая, кирпичная, две других – восьмиугольные, первый этаж из кирпича, второй – из дерева. Во время Гражданской войны белогвардейцы обстреляли из пушки Боготол со стороны деревни Кирсаново. Снаряд или осколок попал в одну из башен первую от линии башню). Такое «внимание» именно этой башне было не случайным: старожилы рассказывали, что на ее чердаке красноармейцы поместили пулемет. В то время крыша этой башни была более высокой, полукруглой, с большими слуховыми окнами. В одном из этих окон, по легенде, и стоял пулемет. Тогда, к счастью, строение почти не пострадало, отделавшись выбоиной. В 80-90 годы в одной из башен вспыхнул пожар, строение сгорело до половины. Вторую башню тоже потом разобрали до первого этажа. В 2011 году обе восьмиугольные башни были снесены. Сохранилась только одна круглая башня.

Фото

   В 1893-м депо было открыто (строительство продолжалось до 1896 года), и так началась история станции, а одновременно и города Боготола. Было построено 14 жилых домов для железнодорожных служащих и рабочих. Первым начальником паровозного депо был назначен С. И. Лавренин. В 1895 году выстроена станция Боготол. В этом же году началось движение поездов по Боготольскому участку железной дороги. В 1896 открыт первый железнодорожный вокзал. Здание было типовым, подобные вокзалы возводились и в других местах, но на каждой станции строители добавляли в облик вокзала что-то новое, что отличало его от других. Вокзал был деревянный, одноэтажный. Оформлен в древнерусском стиле: резные карнизы, декоративный фронтон в виде двойного шатра. Этот шатер венчал главный вход со стороны перрона.

   К услугам пассажиров был просторный зал, кассы, багажное отделение, железнодорожный телеграф, небольшой буфет. Вокруг вокзала был разбит небольшой сквер.

Фото

 

  В 1897 г. построена первая железнодорожная больница. Она находилась недалеко от железнодорожного моста. Но первая стационарная больница для железнодорожников была построена в 1911 г. Была открыта школа для детей железнодорожников. Железнодорожные рабочие имели свою библиотеку и клуб, который посещали не только рабочие, но и служащие, местная интеллигенция. Здесь устраивали танцы, показывали живые картины (немое кино), ставили спектакли, играли в карты.

 Фото

   Управление Сибирской железной дороги постоянно переселяло специалистов сложного дорожного хозяйства из Центральной России. Приезжающие поселялись вдоль железной дороги. Так появились первые улицы нашего города. Самые первые постройки были возведены на северной стороне. И сейчас на этих улицах стоят дома, которым более ста лет. Новоселам часто приходилось отвоевывать у природы землю под строительство нового дома – северная сторона раскинулась среди болот, которые питают многочисленные ключи. Здесь же берут начало две самые большие боготольские речки. Река Четь начинает свой путь от старых леспромхозов и, огибая Боготол, уходит на север, к Чулыму. Река Улуй начинается на Иркутском болоте, перерезает северную часть города и уходит на восток, также впадая в Чулым.

   На северной стороне города были построены купцами три двухэтажных деревянных дома. На первом этаже располагался магазин, второй – жилой. Увы, ни один из этих домов до наших дней «не дожил».