МБУК ЦБС г. Боготола
+7 (39157) 63301
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Книга для семейного чтения

09 января 2024 г.

  В кругу вечно занятых и спешащих взрослых бытует мнение, что читать книги вслух нужно лишь для маленьких детей, тех, кто сам этого сделать еще не может. Многие, научив ребенка читать, с облегчением «сбагривают» ему все имеющиеся детские книжки с успокоительной мыслью: «Не маленький, сам прочитает». А потом удивляются, почему ребенок вдруг «разлюбил» проводить время с книгой и сокрушаются, что его теперь не оторвать от смартфона. А все просто: любой интерес у ребенка, особенно тот, что сами взрослые считают полезным, необходимо постоянно поддерживать на протяжении нескольких лет. Почему-то, отдав своих сына или дочь в музыкальную школу или в спортивную секцию, родители стараются различными способами удержать их в этих полезных учреждениях, а, научив читать, отправляют детей в «свободное плавание». И мало кто потом интересуется, куда забросят их детище «книжные волны». Кто-то из них  будет вяло «плавать возле берега», листая журналы, или довольствуясь так называемым «чтивом», которого много как во взрослой, так и в детский литературе. Кто-то «утонет» в книгах, читая даже по ночам, с фонариком под одеялом (что с одной стороны, конечно, радует, но с другой – совсем не полезно для детского здоровья). А кто-то быстренько «сядет на мель», застряв на одной-единственной книге, и забудет про нее на долгое время, если не навсегда. Поэтому, если родители и вправду хотят привить своему ребенку любовь к чтению и воспитать взыскательного и думающего читателя, им стоит держать «руку на пульсе», принимая в этом деле самое деятельное участие. И не получится по давней привычке переложить эту проблему на учителей или библиотекарей. У них – другие задачи. Учитель должен сформировать у ребенка в сознании некий «литературный пласт» из лучших образцов произведений классической литературы. Он ответственен за знания, а не за любовь к чтению. Библиотекарь имеет право лишь рекомендовать книги читателю, отслеживая его запросы, увлечения, пристрастия. И это лишь в том случае, если ребенок пришел в библиотеку. Задача библиотекаря – удовлетворять потребности в литературе и информации, помогать и ненавязчиво, исподволь, направлять читательский интерес на лучшие произведения. Так как же увлечь ребенка чтением так, чтобы книга сопровождала его на протяжении всей жизни, являясь другом, советчиком и помощником? 
   Во времена наших бабушек и дедушек, не избалованных гаджетами и обилием развлекательных программ, в большом почете были вечерние семейные чтения. Современному подростку, возможно, трудно будет себе представить, что можно провести вечер не в одиночестве, уткнувшись в светящийся экран, а в компании всей семьи, за столом, или устроившись на диване под торшером. Читали вслух одну книгу на всех, по очереди, предавая книгу друг другу, когда очередной чтец уставал и лакомился чаем с вареньем. В таких общих громких чтениях принимали участие и дети, уже умеющие хорошо читать. Подобное семейное хобби весьма положительно сказывалось на многих аспектах. Во-первых, у участников таких посиделок нарабатывалась отменная техника чтения. Даже дети непроизвольно учились выразительному чтению, невольно начиная проявлять артистизм и вкладывая в уста литературных героев собственные интонации, то есть вырабатывалась некая художественная модель восприятия, творческое мышление. Во-вторых, громкие чтения сильно обогащает словарный запас человека. Читая вслух, мы узнаем и запоминаем новые слова и выражения, учимся правильно выстраивать фразы, обогащаем свою речь интересными цитатами и фразеологизмами. А собеседник с грамотной речью, как известно, всегда производит впечатление умного человека.  В-третьих, совместные чтения способны объединить даже совершенно разных людей, никак между собой не связанных. Представляете, как они могут сдружить членов одной семьи? Общее увлечение сюжетом книги, его обсуждение в кругу семьи поможет не только найти тему для разговора, но и раскроет  внутренний мир каждого из ее членов, поможет узнать его образ мыслей, а возможно, даже вскрыть какие-то незаметные пока проблемы, обиды, надежды. То есть, поможет родным людям лучше понять друг друга. Ведь, когда, к примеру, ребенок начинает отчаянно оправдывать плохие поступки героев книги, родителям в пору задуматься: что это? просто юношеский максимализм или дело гораздо глубже?
   У тех, кого мне удалось убедить в пользе семейных громких чтений, сейчас должен возникнуть вопрос: какие книги выбрать для чтения вслух. Ведь, чтобы оно не превратилось в нудную «обязаловку», необходимо выбрать такую книгу, которая будет одинаково интересна и понятна и взрослому, и подростку. В 2024 году Центральная детская библиотека предлагает вниманию читателей онлайн-рубрику «Книга для семейного чтения». Раз в месяц мы будем рассказывать о книгах и книжных циклах отечественных и зарубежных авторов, современных и проверенных временем. Это будут книги разных жанров: приключения и фантастика, сказки и детективы, фэнтези и исторические повести и романы, занимательные путешествия и трогательные истории о жизни обыкновенных ребят, их проблемах и радостях, о первой  любви… Мы будем рады, если наши читатели в комментариях расскажут о своих любимых книгах, или устроят обсуждение прочитанного произведения. Выпуски рубрики будут выходить в конце каждого месяца. 

Шишкова Н. 

Отзывы отсутствуют.
`
Показать другое число